Search

Образовательные институты в СССР Пришедшие в результате Октябрьской революции к…


Образовательные институты в СССР

Пришедшие в результате Октябрьской революции к власти большевики повели борьбу с сопротивлявшимися дворянско-буржуазными элитами, а также с поддержавшей их интеллигенцией. В результате русский этнос лишился большей части своих элит и потерял государствообразующий статус во вновь образованной РСФСР, а потом и в СССР.

Так и не закончив трансформацию в нацию, русские были низведены до статуса одного из многих народов, более того, стали их политическими и экономическими донорами.

Большевики следовали потребностям развивающегося народного хозяйства и много внимания уделяли повышению культурно-образовательного уровня населения, проще говоря, формировали сложную рабочую силу.

Церковно-приходские школы власти национализировали и превратили в начальные школы первой ступени. Затем были созданы начальные школы фабрично-заводского и сельского обучения. В 1923 г. появляются школы второй ступени с пятью(потом шестью) годами обучения.

К 1932 г. школы первой ступени с четырьмя годами обучения охватывали все население страны. Одновременно на различного рода курсах грамоте обучили практически все взрослое население.

К 1927 г. образовательная система в СССР вышла на показатели дореволюционной России по числу учебных заведений, а по числу учеников вдвое превысила их. Однако уровень преподавания сильно упал из-за того, что практиковался принцип преимущественного приема в средние и высшие учебные заведения выходцев из рабоче-крестьянской среды, отмены экзаменов, отказа от классной системы обучения, чисток преподавательского состава. Подготовленные специалисты не могли полноценно выполнять производственных функций и от большевистских образовательных новшеств стали постепенно отказываться.

Закон Божий в советской системе образования больше не изучался. Дисциплинами, которые обеспечивали формирование советского человека в школе являлись: русский язык, русская литература, русская и советская история, география, в какой-то степени музыка и рисование.

Программа изучения русского языка и литературы советскими школьниками базировалась преимущественно на произведениях русской классики, которая разбавлялась произведениями советских писателей, творивших в духе социалистического реализма.
Однако из русской литературы в ходе преподавания последовательно искоренялось все связанное с существованием великорусского народа. Упор делался на том, что были классы эксплуататоров и эксплуатируемый народ, что их интересы никогда не совпадали. Навязывалась мысль, что русское самодержавие подавляло нерусские народы, насильно присоединяло их к своему царству, потом империи. Российская империя определялась, как “тюрьма народов”. Самоидентификация себя русским неизбежно вела к отождествлению с “плохим” самодержавием. От русскости, определяемой, как “великодержавный русский шовинизм” полагалось напрочь отречься.
В качестве героев прошлого выдвигались те личности, которые разрушали единство русского этноса, вроде С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева, П.Пестеля, К.Рылеева, Шамиля, Т.Костюшко, А.Желябова, С.Перовской. Грабеж, разбой, убийства ставились этим “героям” в заслугу. В один ряд с ними выстраивались большевистские руководители.
Эта линия проводилась не только в курсе литературы, но и в курсе истории. Школьный курс истории был в 1917 г. переименован в курс обществознания. В его рамках давался материал по основам марксизма-ленинизма, анализировалась текущая политическая ситуация, делались экскурсы в историю борьбы эксплуатируемых классов за освобождение.
В младших и средних классах изучались так называемые комплексные темы («Город», «Деревня», «Празднование 1 Мая» и др.), включавшие отдельные сведения по истории изучаемых явлений. В старших классах преподавалось обществоведение, включавшее в качестве элементов некоторые исторические знания, преимущественно обобщенного, социологического характера. Единого учебника истории в это время не существовало, а были различного рода обществоведческие пособия.
С 1917 по 1934 годы история России в вузах не преподавалась, были закрыты все исторические факультеты.
Большевики в своей борьбе с дворянско-буржуазными элитами нашли поддержку среди элит этнических меньшинств. Взамен они были вынуждены пойти им на уступки, в частности предоставили право на ускоренное социальное развитие подконтрольных им этносов с использованием экономических ресурсов русского народа. В сфере образования это выглядело следующим образом.

Обучение в союзных и автономных национальных республиках после 1922 г. шло в основном на языках титульных этносов. Многие из них не имели своей письменности и для сорока этносов она была создана. Часть письменности создавалась на латинице.

В 1932 г. обучение в начальных и средних школах СССР шло на 104 языках.

Обучение в начальных национальных школах также длилось четыре года. Школы полностью обеспечивались помещениями, учителями, учебными и методическими материалами. Учителя готовились в педагогических техникумах на соответствующих языках.

На фоне развернувшейся борьбы с Русской православной церковью в национальных республиках и областях процветали мектебе, медресе, иешивы и другие религиозные учебные заведения.

Политика большевиков по подкупу элит этнических меньшинств привела к тому, что они стали активно строить свои собственные этносы, а не общую социалистическую советскую нацию.

Образовательные институты в союзных и автономных готовили специалистов крайне низкой квалификации, они не могли работать в промышленности, не понимали и не принимали к исполнению решений, которые принимала Москва. В армии офицеры и призванные из национальных образований солдаты не понимали друг друга в прямом смысле этого слова.

По материалам переписи 1926 г. в СССР из 147,0 млн. жителей великороссов было 77,7 млн. человек, украинцев(так теперь стали именовать малороссов) – 34,1 млн. человек, белорусов – 4,7 млн. человек. То есть русский был родной для 52% населения, понимало его относительно свободно 77,2% населения. Во всех союзных республиках русских, украинцев и белорусов жило только по 5-10 процентов.

Показатели знания русского языка улучшились, по сравнению с Российской империей, но не из-за прогресса в обучении ему, а из-за того, что от страны отделились Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония, в которых население плохо знало русский язык.

Этнические элиты, иначе национал-коммунисты, стали проводить линию на экономическое и политическое отсоединение от великорусского центра. В центре эту линию поддерживало троцкистское крыло большевистской партии, стремившееся взять власть в свои руки.

Все это привело к обострению борьбы элит и репрессиям в середине 30-х гг. Победившее сталинское крыло большевистской партии стало проводить линию на политическую централизацию и гомогенизацию различных этносов в единую советскую нацию.

Построение советской нации шло через повсеместное распространение и русского языка, в качестве общего языка общения – lingua franca. Исламские, иудаистские и другие религиозные учебные заведения были закрыты. Изменилась и образовательная политика – русский язык стал доминировать в процессе учебы. В учебных программах расширяется компонента обеспечивающая советизацию школьников и студентов.

Однако национальные школы не были ликвидированы. Как показывают материалы диссертационного исследования по Башкирии, школы западных этносов(латышей, эстонцев, немцев) в 30-е гг объединяются с русскоязычными, школы малых поволжских народов(чуваши, мари, мордва, удмурты) становятся двуязычными. В послевоенные годы преподавание для этих этносов с 8-го класса идет только на русском. Башкирские и татарские школы сохранились, в них русский изучался, как второй язык. В автономии продолжали действовать техникумы, в которых готовили педагогов для преподавания на языках нацменьшинств.

С марта 1938 г. русский язык становится обязательным для преподавания во всех школах национальных республик и областей. Поскольку русский язык основывался на кириллической письменности, то и языки малых этносов стали массово переводиться на кириллическую письменность, добавляя к ней буквы, которые позволяли отражать фонетику нерусских языков. От латиницы стали отказываться, чтобы легче было осваивать русский язык.

Для тех, кто заканчивал начальную национальную школу, нормы были следующими: умение понять простую разговорную русскую речь, описать окружающие явления, владеть основными навыками чтения и письма. Для неполных средних школ планка повышалась: были необходимы навыки чтения художественной литературы и беглое понимание разговора. Ученики, заканчивающие 10 классов, обязаны были не только читать художественную и научную литературу, но и уметь написать полноценное сочинение.
В 1934 г. издается постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», которое реабилитирует историю, как учебный предмет. Для всех школ вводятся единые программы и единые учебники истории.
Восстанавливается преподавание истории и в высшей школе. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года утвердило обязательное изучение во всех вузах дисциплин: «История ВКП(б)» и «Марксистско-ленинская философия». В этом же году был издан “Краткий курс истории ВКП(б)”, в котором излагалась сталинистская трактовка истории страны.
С 1944 г. в СССР начало внедряться обязательное семилетнее образование. Для усиления гуманитарной компоненты в школе с 1947 г. в старших классах школы вводится изучение логики и психологии. Однако со смертью Сталина и прихода к власти в стране неотроцкистов эти курсы исключаются из школьной программы.

В 1953 г. текст “История ВКП(б)” перерабатывается в соответствии с текущими политическими установками неотроцкистов и переименовывается в “Курс истории КПСС”.
С 1956 г. обязательным в высшей школе для всех специальностей стало изучение курсов: История КПСС, Марксистско-ленинская философия, Политэкономия, Основы научного коммунизма, а на некоторых факультетах Основы научного атеизма.
В 1958 г. система советского школьного образование переходит на обязательное восьмилетнее обучение.

После снятия Н.Хрущева власти инициируют введение изучения в старших классах школы курса Обществоведение. В рамках этого курса школьники изучают основы знаний философии, политэкономии и научного коммунизма.

Вместе с тем, в курс истории вводится достаточно подробное изучение истории Великой Отечественной войны, подвига советского народа. Эти учебные материалы служат сильнейшим инструментом формирования советского общественного сознания. Школьный курс литературы дополняется произведениями современных авторов, которые писали о войне и послевоенной жизни.

Все послевоенное время в союзных и автономных национальных республиках школьное образование шло на титульных языках. Учащиеся получали достаточный уровень знания русского языка, но в осваиваемых ими курсах литературы была велика доля произведений местных авторов. Преподавались курсы местной истории и географии. Титульные языки изучали русские и представители не титульных этносов, жившие в союзных и автономных республиках. Они также изучали местную историю и географию. Образование в национальных школах длилось не 10, а 11 лет.

Если при жизни И.Сталина за соблюдением этнического балансом в сфере образования партийные органы строго следили, то после его смерти в союзных и автономных республиках началось сворачивание обучения на русском языке. После отставки Н.Хрущева баланс был восстановлен, но значительные уступки национал-коммунистам остались. Так, на титульных языках стало вестись преподавание во многих высших учебных заведениях союзных и автономных национальных республиках. Параллельно существовало преподавание на русском языке, но ряд профессий можно было освоить только на титульном языке. Это касалось прежде всего профессий связанных с образованием и культурой. Выпускники национальных школ имели большие квоты на обучение в местных вузах, чем те, кто окончил школы с обучением на русском языке. Они же имели льготы при устройстве на работы.

Именно в среде искусственно взращиваемой национальной интеллигенции появлялись фигуры, которые выступали потом за обособление своего этноса от советской нации, а затем и за дискриминацию всех инородцев, включая русских в союзных и автономных национальных республиках.

В 1977 г. в СССР начался переход на всеобщее обязательное десятилетнее образование. В школе вводится изучение “Основ советского государства и права”, как попытка повысить уровень включенности молодежи в процесс строительства коммунизма. Этот же курс был включен и в программы многих гуманитарных специальностей в высшей школе.

В 1989 г. страна переходит к всеобщему обязательному одиннадцатилетнему образованию.

В высшей школе к этому времени курсы истории КПСС, философии, политэкономии, научного коммунизма перестали выполнять функции индоктринации в коммунистическую веру. Они не отвечали на многие актуальные вопросы общественной жизни, а потому изучались студентами формально, лишь для сдачи обязательных экзаменов и получения диплома. Перестали эти курсы также выполнять функцию включения подготавливаемых специалистов в состав советской нации. Это ни говоря о том, что ни один из учебных курсов не содержал упоминания о существовании русского народа, не учил выстраиванию отношений русских с другими этносами.

В сознании не только студентов, но и большей части советских людей вера в коммунизм сменилась на веру в капитализм, который через рынок и конкуренцию, якобы, обеспечит существенный рост материального благосостояния без особой интенсификации труда. Реально происходивший весь послевоенный период рост благосостояния советских людей во внимание не принимался. Всеобщий доступ к образованию, культуре, медицинскому и социальному обслуживанию считалось само-собой разумеющееся, чуть ли не естественное благо. Для русского, а во много и украинского, и белорусского народа единство в рамках советской нации не представлялось ценностью, а в отношении прочих этносов распространялось мнение, что они “нахлебники”, от которых следует избавиться. В молодежной среде широко распространился мистицизм, хиромантия, увлечение составлением гороскопов, переход в буддизм и индуизм. Ни средняя,ни высшая школа не говорили о путях решения этих проблем.

Все эти проблем в сфере образования были важным фактором разложения, а потом и распада советской нации. Ликвидация СССР в 1991 г. стала только конечным проявлением проводимой с 1956 г. неотроцкистской линии.

В период перестройки появляются негосударственные школы с индивидуальными программами – лицеи и гимназии. Программы этих учебных заведений уже содержат разнообразные курсы философии, политологии, политэкономии, социологии, истории искусств, но их число невелико и постепенно они переводятся на платную основу.




Source

Ziņo citiem - share

Leave a Reply

Ceram uz atbalstu

Kopā mēs veidojam labāku pasauli.

Jūsu ziedojums palīdzēs portālam turpināt ķert dezinformatorus un naida kurinātājus. Paldies par atbalstu!

10
Paldies par atbalstu!
Kaut kas nogāja greizi..
Previous slide
Next slide
DIENAS.INFO

IEROSINĀJUMS

Nosūtīt linku vai kādu citu ID pēc kura mēs varam identificēt saturu un izvērtēt iespējas tā pievienošanai monitoringa datu bāzē.

Ceram uz atbalstu

Kopā mēs veidojam labāku pasauli.

Jūsu ziedojums palīdzēs portālam turpināt ķert dezinformatorus un naida kurinātājus. Paldies par atbalstu!

10
Paldies par atbalstu!
Kaut kas nogāja greizi..